Шведский холдинг Kinnevik замешан в цензуре и закрытии свободных СМИ в России

11 min

Крупный шведский холдинг Чинневик/Kinnevik постепенно распродает свои активы в России. Два года назад была продана телекоммуникационная компания Tele 2, ныне доля в сайте объявлений Avito, на подходе продажи телевизионного и другого медиабизнеса входящего в группу CTC Media. Если продажа состоится, не останется ни одного всероссийского телевизионного канала с иностранным владением. Но дело не в том, что шведский концерн не хотел играть по правилам, предложенным правящей российской элитой, жестко контролирующей российские СМИ и особо телевизионный сегмент, наоборот.

У нашего микрофона журналист Егор Путилов автор статьи в газете Свенска Дагбладет, который описал действия руководства Чинневик в России. В частности факты сближение шведского бизнеса с российскими властями, а также примеры цензуры, в которую были замешаны шведские владельцы.

«Я хотел обратить внимание, на то, как компания Чинневик, шведская компания, предположительно, разделяющая общие принципы приверженности демократии, каким образом, она напрямую принимала участие в той цензуре, которая существует в России в отношении журналистов, средств массовой информации, и так далее».

Итак, через компанию СТС-медиа шведская дочка фирмы Чинневик, Модерн Тайм групп, пока еще владеет тремя федеральными российскими каналами. Это канал CTC, канал домашний и в прошлом канал ДТВ, ныне Перец. Каналы развлекательные, но никак не политические?

«Да, это то, что называется инфотеймент, то есть, информация перемешана с развлечениями, сплетнями, новостями из жизни поп-звезд, знаменитостей. Это то, чем они в принципе занимаются, это их профиль. Это их профиль и в Швеции и в других странах. Но, как известно, в России, средство информации полностью неполитическим быть не может. Так или иначе, им приходилось сталкиваться с ситуацией, когда им было необходимо делать выбор. То есть, поддерживаем мы традицию свободной прессы, либо каким-то образом встраиваемся в этот Кремлевский нарратив. И соответственно, как минимум, ограничиваем свободу слова. И соответственно, в нескольких случаях, которые я как раз описываю в статье, они приняли решение встраиваться в кремлевский нарратив. В частности была ситуация с ток-шоу Светланы Сорокиной и господина Венедиктова, главного редактора Эха Москвы. Они пытались устроить ток-шоу «В кругу света», инициатива исходила от канала CTC, идея была создать ток-шоу на горячие общественные темы. Как впоследствии рассказывали в интервью и Венедиктов и Сорокина, главным условием было одно, не упоминать имени Путина, вслух и, в принципе, его не касаться. Тем не менее, спустя три недели это шоу было закрыто. Причиной стала программа, на которой обсуждался институт суда присяжных и уровень работы судебной системы в России. В процессе передачи, эта система подверглась, вполне закономерно, очень серьезной критике. В этот момент терпение администрации президента иссякло, и, как впоследствии рассказывал об этом Венедиктов, поступил звонок из администрации президента, после чего эту передачу закрыли».

Егор Путилов подчеркивает, что естественного закрытия этой программы, например, из-за слишком низкого рейтинга произойти столь быстро, через три недели, не могло. Для обкатки, новой программе всегда дают больше времени.

Другой нелицеприятный для шведской компании Чинневик, стал случай с телеканалом в Самаре:

«Здесь интересный момент, когда Чинневику, через свои активы в России, нужно было построить свою общефедеральную сеть. И для этого им были необходимы частоты в региональных центрах. В Самаре существовал довольно независимый телеканал - Орион, принадлежавший одной из финансово-промышленных групп в области. И в тот момент, когда один из друзей Путина, господин Чемезов, сейчас он директор Росвооружения и ряда других государственных госкорпораций, ему была отдана самарская область, в некоторое, такое, «кормление». И началась кампания по вытеснению местных сил, для того чтобы расчистить поле для губернатора, именно ставленника чемезовской команды, и в рамках этого, было необходимо зачищать медиа-поле, в том числе».

По словам Егора Путилова телеканал Орион был продан компании CTC Медия под угрозой отзыва лицензии, о чем Егору сообщил один из местных журналистов, политолог - Дмитрий Лобойко.

«Телеканал был продан СТС Медия и вместо канала с новостями, дебатами, там появилось ток-шоу, телесериалы и этот инфотеймент от Чинневика».

Но можно ли говорить, что Чинневик или Модерн тайм групп, действительно активно работали, чтобы эту частоту забрать?

«Да, безусловно, как это объясняет господин Сергей Лейбград, он цитируется в статье, это известный самарский журналист, директор по развитию компании СТС Медия, которая принадлежала Чинневику, в Самаре был другом господина Чемезова и это объясняет, почему частоты были предложены именно CTC, а не их конкуренту TNT».

И вот такая лояльная российской власти иностранная компания и, похоже, вынужденно уходит с российского рынка. Чем такое выдавливание можно объяснить?

«Выдавливание, слишком сильное слово. Чинневик сам принял решение об уходе. Насколько я понимаю, репутационные потери превысили их возможные финансовые прибыли в России. А прибыли эти были немаленькие. Только за прошлый год, только от СТС, они получили прибыль, дивиденды на более чем 300 млн. долларов. В России, как известно, был принят закон, запрещающий прямое иностранное владение средствами массовой информации. Закон этот относился и к Чинневику, и компания в течение года думала, каким образом его обойти. Еще в январе этого года они были уверены, что останутся в России. Они, например, приобрели интернет-веб телевидение Карамба. Расширялись, излучали уверенность в себе. Тем не менее, ближе к июню, что-то случилось, что-то произошло. И вот они получили предложение о продаже, со стороны господина Аликперова, одного из олигархов. В конце концов именно ему, видимо, будет продан их пакет СТС медиа».

Как Вы думаете, Егор, эти репутационные потери концерна Чинневик в России, здесь в Швеции, кто-то заметил? Кроме Вашей статьи на эту тему я других не видел?

«Дело в том, что это был хорошо известный секрет. Люди, работающие в сфере медиа, об этом знали. Почему не поднимали тему ранее, могут быть разные предположения, можно их назвать спекуляциями. Но Чинневик это все же медиа компания. В Швеции им принадлежат различные телеканалы, радиостанции, Rix FM и так далее. Медия рынок сокращается, поэтому, нажить себе неправильных врагов, вряд ли кто-то хотел. И это объясняет, почему, эта тема не поднималась по серьёзному, она вообще не поднималась. Еще один чувствительный момент, в том, что в мае этого года Андерс Борг, бывший министр финансов Швеции, был избран вице-президентом Чинневика. То есть, здесь есть определенный конфликт интересов, связанный с тем, каким образом Андерс Борг будет исполнять свои обязанности, учитывая, что его зарплата напрямую зависит от того, насколько хорошо компания Чинневик действует в России».

В интервью Каролине Нейрат из Свенска Дагбладет Андерс Борг про сомнительные или, как он говорит, чувствительные дела Чинневика в России, сказал так:

«Они, безусловно, чувствительные. В России такое законодательство, которое заставляет Чинневик оставлять медиарынок в России. То, что мы делали, так это давали россиянам возможность получать доступ к международным СМИ. От CNN, до программ на общественные темы и развлекательных программ. Это, я думаю, необходимо. Думаю, последнее, что мы можем сделать, так это закрыть Россию для иностранного влияния»

А Чинневик, на днях, продал один из своих самых крупных активов в России. 31% долю в российском сайте объявлений Avito за 846 млн. долларов, сумму равноценную 7 млрд. крон. При том, что общие вложения Kinnevik в этот сайт, составили 438 млн. крон, чистая прибыль от этого проекта составила 6.6 млрд. крон. Cайт этот Kinnevik, с помощью ряда шведских фирм разработал и раскрутил в России с нуля, начиная с 2007 года, взяв в качестве образца шведский сайт объявлений Blocket.

Два года назад Чинневик, продал в России свою дочку Tele 2, теперь на подходе продажа активов СТС Медия группы.

Но все же, по словам Егора Путилова, совсем Чинневик из России не уходит, сохраняя, например, владение в компании, занимающейся инвестициями в российское землевладение и землепользование. То есть сохраняет добрые отношения с российской властью. При том, что её наследственный владелец, Кристина Стенбэк имеет личные, дружеские отношения с президентом Путиным.

Ну а как в самой компании Чинневик отреагировали на факты, о которых вы пишите?

«Ответила их пресс-секретарь письменно. Ответ сводился к тому, что они ничего о случаях цензуры не знают, они разделяют общие принципы шведской демократии, и разделяют принципы свободы слова» - сказал журналист Егор Путилов.

Беседовал Максим Лапицкий.

Grunden i vår journalistik är trovärdighet och opartiskhet. Sveriges Radio är oberoende i förhållande till politiska, religiösa, ekonomiska, offentliga och privata särintressen.
Du hittar dina sparade ljud i menyn under Min lista